Лeнд-apт-cимпoзiyм Гaнни Гiдopи «Мoгpиця» poдoм з дитинcтвa

47626850.jpg Ганна Гідора народилась в містечку Миропілля на Сумщині. Закінчила художньо-графічний факультет Курського педагогічного інституту. З 1986 року бере участь у виставках різного рівня – регіональних, республіканських, міжнародних. 1993-2007 – засновник та викладач відділення образотворчого і декоративно-прикладного мистецтва Сумського вищого училища мистецтва і культури. Її роботи виставлялися у галереях Києва, Львова, Москви, Бухареста, Любліна, Атланти, Відня та багатьох інших міст світу.

 

Багато творчих сил віддала також Ганна Гідора співпраці з Сумським клубом туристів-альпіністів «Абалаковець». Більше десяти літ працювала в клубі секція археології, яку очолювала Ганна Гідора. За ці роки було відкрито понад 30 нових поселень і пам’ятників. А на Слов’янському могильнику в Зеленому Гаю під Сумами (найбільший могильник в Східній Європі) силами її експедиції було перелічено понад 5 тис. курганів. У тісному співробітництві з Інститутом  археології України влаштовувалися також експедиції в Ольвію та інші регіони України.

 

Пропонуємо розповідь про один з останніх мистецьких проектів Ганни Гідори на Сумщині. Стаття була опублікована в обласній газеті «Панорама» минулого року.

 

Привет предкам

 

Автор идеи и куратор главного украинского ленд-арт-симпозиума Анна Гидора влюблена в Могрицу с детства

 

Георгий Дедулин


Ленд-арт-симпозиум в Могрице в этом году отметил свое 11-летие. Все это время его бессменным руководителем и душой была известная украинская художница, участница множества европейских выставок сумчанка Анна ГИДОРА.

 

По словам Анны, идея создания симпозиума зародилась у нее и трех сумчан — искусствоведа Людмилы ФЕДЕВИЧ и художников Григория ПРОТАСОВА и Валерия ШКАРУПЫ. Мероприятие, символом которого стал японский иероглиф «Раку» (с японского «керамика»), решили проводить в июне. «Старославянский „кресень“ венчает год русальско-купальскими святками вокруг летнего солнцеворота, и тогда же, согласно древнему астрономическому календарю, кончается бег по кругу двенадцати месяцев. Поэтому соединение в творческой лаборатории стихий огня, земли, воды и воздуха через глину, обжиг и купальские праздники в это время оказалось наиболее уместным», — рассказывает Анна.

81119745.jpg Кочуя несколько лет по разным местам, к 1997 г. симпозиум «Раку-керамики» обрел свой дом — живописнейшее плато неподалеку от с. Могрица Сумского района. Также он постепенно перерос в ленд-арт с эко-, этно-фольклорной программой, сооружением архитектурных форм из глины и их ритуальным обжигом на историческом ландшафте. Уже тогда география стран-участников поражала своим многообразием. В маленькую Могрицу стали приезжать художники из Латвии, Белоруссии, Германии, Польши, России. «В этих местах очень много славянских городищ — Великая Рыбица, Битица, Пушкаревка, Лука в Сумах. Когда в X веке прекратила существовать Хазария, южный шелковый путь, который шел по Средней Азии из Бухары в Европу мог тоже исчезнуть. Княжьи форпосты, которые стояли здесь, гарантировали, что этот путь будет продолжаться. Мешали в этом печенеги, которые периодически нападали на караваны. Существует легенда, что в этих местах кочевники спрятали награбленное золото в трех лошадиных шкурах. В этом году в одной из работ художников она была использована. Были установлены флаги, на которых нарисовали трех лошадей и 12 знамен со славянскими рисунками, которые соответствуют каждому месяцу в году. Также они выкопали контур лошади, обмазали ее глиной, чтобы не прорастала трава, — и обожгли. Она взялась коркой, и художники обещают, что трава не будет расти на протяжении 200 лет. Это их обращение к предкам», — считает Анна.

50396001.jpg

75339626.jpg
Біля Могриці

Залишити відповідь

Увійти за допомогою: