В Шocткy Янyкoвич нe пpиeдeт

Дмитрий Медведев и Виктор Янукович решили возродить царский автопробег из Петербурга в Киев, а заодно обсудить спорные вопросы. Они так остры, что даже сказались на подборе машин.

17 сентября президенты России и Украины примут участие в возрождении императорского автопробега столетней давности Санкт-Петербург-Киев. Антикварные машины проедут через Великий Новгород, Тверь, Калугу и Брянск, где должны приземлиться два «борта №1». Оттуда, по официальной легенде, лидеры и отправятся к украинской границе.

Точный маршрут ФСО по понятным причинам держит в секрете. Сначала объявили, что Медведев и Янукович встретятся в украинской Шостке. Но от Брянска до нее больше двухсот километров: понятно, что трястись два часа по захолустью в старых авто – занятие не для первых лиц. Позже выяснилось, что сиятельный пробег завершится прямо на границе — в селе Бачевск Сумской области, где лидеры возложат цветы к памятнику советским воинам. А переговоры состоятся уже под Тверью – в Завидово. Скорее всего, из Брянска Медведева и Януковича доставят к границе вертолетами, там они проедут несколько километров в оба конца по перекрытой наглухо трассе М-3 и улетят обратно.

Кто выбирал машины для президентов, неизвестно, но выбор получился остро символичным. Невысокий Медведев сядет за руль внушительной даже по нынешним меркам «Победы» 1951 года выпуска. А громоздкий Янукович поедет в крохотном джипике ЛуАЗ с двигателем от «Запорожца». Дело не только в психологии, которая часто побуждает низкорослых людей выбирать крупные авто, и наоборот. Россия впервые с 2004 года чувствует «Победу» в отношениях с Украиной, приползшей за деньгами и скидками. Победу, как водится, газовую, поэтому даже название машины «ГАЗ-20» обретает новый смысл. Украину жизнь заставляет играть в поддавки. Янукович ведь мог бы приехать и на КрАЗе, но предпочел добровольно унизиться. Хотя и не без подкола – ЛуАЗ делают на Западной Украине. А там люди не поймут, если Янукович уступит Медведеву на переговорах.

Предел взаимных уступок – главная интрига переговоров в Завидово. Актуальных вопросов, по большому счету, два: условия и формат кооперации «Газпрома» с «Нафтогазом» и граница в Керченском проливе. От их решения и будет зависеть содержание «Декларации о стратегическом партнерстве», которую президенты обещают подписать до конца этого года.

Понимая, что газопровод «Южный поток», который продвигает Россия, лишит Украину половины доходов от транзита газа, Киев решился допустить «Газпром» к своей священной корове – Газотранспортной системе, но допустить по минимуму. В «Газпроме» же отказываться от «Южного потока» не намерены и хотят максимального контроля над ГТС. Идея трехстороннего консорциума РФ, Германии и Украины по управлению «трубой» российскую монополию уже не устраивает – там открыто признались, что намерены поглотить «Нафтогаз Украины». Киев настаивает на создании СП. В Москве готовы рассмотреть этот вариант и предлагают Украине условия: равную цену на газ для населения обеих стран и месторождения Восточной Сибири потенциалом 30 млрд кубометров газа в год. Но в Киеве говорят, что разработать их не под силу сегодня даже таким гигантам как Total.
Украина получит скиду на газ не больше, чем на три года, если согласится на объединение НАК «Нефтегаза» и «Газпрома», опасается директор энергетических программ киевского Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин. «Как известно, до 2014 года цена на газ для населения будет уравнена с ценой, по которой газ продается в Европу. В текущем году, скидка может составить 30-40 долларов на каждой тысяче кубометров. В следующем году скидка может составить максимум 20 долларов, а на третий год скидка может составить 10 долларов. Поэтому отдавать России целую отрасль в обмен на такие небольшие скидки на газ, как минимум несерьезно», — считает он.

Со слов Сапрыкина, украинское руководство также вряд ли согласится на полное слияние «Нафтогаза» и «Газпрома». «На Украине прекрасно понимают, что могут окончательно потерять газовую отрасль. И, возможно, для них еще более страшной будет потеря собственных доходов, ведь на протяжении 20 лет газовая отрасль была «кошельком» для многих ее руководителей. И это более весомая угроза, которая будет реальностью после полного объединения компаний. Поэтому объединение «Нафтогаза» и «Газпрома» возможно только на частичной основе. Это может касаться части газовых магистралей, а также использования газовых хранилищ. Но на полное слияние украинское руководство не пойдет», — уверен эксперт.

С Керченским проливом все еще сложнее — вопрос делимитации границы в нем остается наиболее острым в отношениях двух стран. Дно пролива глубже у берегов Крыма, а возле Кубани он превращается в мелководную лужу. Соответственно, и судоходный фарватер оказался на Украине, которая берет с российских судов за его проход немалые деньги. В советское время административная граница между РСФСР и УССР проходила по середине акватории и это никому не мешало. Когда Союз делили в Беловежской Пуще, об этом тоже, как минимум, не подумали. Теперь Москва хочет перенести границу с середины акватории на середину фарватера, чтобы ходить из Черного моря в Азов бесплатно и никого не спрашивая. Киев, конечно, против.
Тема пролива тесно связана с вопросом статуса Азовского моря, к которому, кроме России и Украины, никто не выходит. Москва настаивает, что это внутреннее море, поэтому делить его надо по серединной линии и пускать туда корабли третьих стран только с согласия обеих столиц. Киев не видит разницы между Азовом и Черным морем, предлагая оставить там нейтральные воды и исключительные морские зоны у берегов. В России откровенно опасаются, что Украина может допустить в Азов военный флот НАТО, что сильно увеличит глубину поражения его ракет на территории РФ и раскроет весь Северный Кавказ.

Аргумент у России в этом споре по-прежнему один – цена на газ. Но Украина не сдаст Керченский пролив в обмен на очередную газовую скидку, уверен член Комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Черновол. «Позиция Украины оставалась долгие годы неизменной, – пояснил он «Росбалту». — Мы настаивали, что граница должна проходить в тех рамках, которые зафиксированы еще в советские времена. В соответствии с этим коса Тузла является территорией Украины. Тогда все судна, которые заходят в Азовское море, проходят украинскую территорию, что тянет за собой финансовые потери со стороны России. Сегодня Украина может пойти на уступки РФ, однако частично. Россия настаивает на таком разграничении, в результате чего, Украина потеряет с концами Тузлу. Мы на это согласиться не можем, поскольку это будет прямым нарушением Конституции Украины. Нынешняя власть на это не пойдет».

При этом депутат прогнозирует, что «компромиссом может стать соглашение о режиме использования Керченского пролива российскими суднами, когда исключительно только для россиян с украинской стороны вводится нулевая ставка за прохождение. Также могут быть рассмотрены другие технические вопросы. Но и это невыгодно Украине. Это будет однозначной уступкой с нашей стороны. Но если Украина на это пойдет, то Янукович и Азаров должны выторговать определенные уступки с российской стороны. Это, например, может быть снижение цены на газ для Украины», — считает депутат.

Виктор Ядуха, Анна Стешенко, rosbalt.ru

Поділитися цим:
Loading Likes...

Залишити відповідь

Увійти за допомогою: