«Cпacибo зa Пoбeдy, мeдaль мы вaм нe oтдaдим»

92145242

 

 

89132691.jpg

 

В рассекреченных документах Минобороны петербурженка нашла сведения о своем дедушке, числившимся пропавшим без вести 72 года. На фронт Федор ушел, когда ему было 34 года, дома в селе Малая Рыбица оставил супругу Веру, сына Василия и дочь Александру.

Больше полувека прождала весточки от мужа, ушедшего на войну и не вернувшегося в родное село, Вера Охотникова. О том, почему красноармеец не писал, выяснила ее внучка Галина Охотникова через семьдесят лет после Победы. Правда – горькая: он погиб в тысяче километрах от родного хутора, защищая далекий Ленинград.

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ

Своего дедушку Галина Охотникова видела только на фотографиях. Сохранилась довоенная карточка, где он держит на руках ее отца, своего сына. Есть еще портретный снимок рядом с бабушкой, с ретушью.

– Бабушка, а где дедушка? – интересовались внучки у нее, когда были детьми.
– А давайте письмо напишем в Москву, и узнаем, – предлагала она в ответ.

59380153.jpg
Сохранилась довоенная карточка, где Федор Охотников
держит на руках своего сына. ФОТО: из семейного архива

Писать самой у бабушки с двумя классами образования не очень получалось. И она садилась диктовать внучкам письма в Генштаб, в Киев, в Москву… Ответы приходили по-военному скупыми на эмоции: “Федор Максимович Охотников 1907 года рождения числится пропавшим без вести”.

На фронт Федор ушел, когда ему было 34 года, дома в селе Малая Рыбица оставил супругу Веру, сына Василия и дочь Александру. Саша войну не пережила. Но Федор об этом так и не узнал. Деревня попала под оккупацию – Миропольский район Сумской области Украинской ССР. И, хотя немцам до сельских жителей особо дела не было – сражались только с партизанами, что закладывали бомбы на рельсы – письма в советскую армию оттуда не отправляли, да и обратно корреспонденция не приходила.

– Уже потом, как немцы ушли, бабушке пришло письмо, что дедушка пропал без вести, – рассказала Галина Охотникова. – Оставалась надежда, что он ранен или в плен попал. Мало ли что на войне может случиться?

Замуж Вера Охотникова так больше и не вышла. Да и не за кого было – на все село с войны вернулись три солдата. Вестей от суженного бабушка ждала до последнего.

81 СТРОЧКА В ДОНЕСЕНИИ

Накануне семидесятилетия Победы Минобороны рассекретило кипу военных документов. Сведения о награждении, документы о потерях… все это теперь можно найти на сайте «Память народа», зная только имя и фамилию красноармейца. Там Галина и отыскала своего дедушку.

Федор Охотников погиб 29 июля на Ораниенбаумском плацдарме – кусочке суши у Финского залива, анклаве Советского союза среди деревень Ленобласти, контролируемых Вермахтом.

– Я приехала учиться в Ленинград ровно через 42 года после того, как дед погиб, тоже 29 июля, – не верит, что это просто совпадение, Галина Охотникова.

48-ю стрелковую дивизию, в которой служил ее дед, в 1943 году наградят Орденом Красного Знамени, а еще через год она примет участие в операции «Январский гром», которая развернется с Ораниенбаумовского плацдарма. А в 1942 году дивизия, пополненная новобранцами после боев в Прибалтике, обороняла берег Финского залива в составе Приморской оперативной группы.

s27156179.jpg
Имя дедушки Галины – 81-ое в донесении о потерях.
ФОТО: из архива Минобороны

Имя дедушки Галины – 81-ое в донесении о потерях. Всего за одиннадцать дней в боях в конце июля на плацдарме не досчитались 108 бойцов. Похоронили Федора Охотникова в деревне Томузи. Сейчас на картах такую не найти. Да и могилы там не осталось, позже павших красноармейцев перезахоронили. Где именно, теперь ищет внучка.

«БЫЛО У ДЕДА ШЕСТЬ ВНУКОВ»

– Это новое для меня чувство, я как будто бы обрела корни, – рассказывает Галина Охотникова. – В родном селе, когда узнали, что я дедушку пропавшего нашла, долго не верили.

День Победы Галина Охотникова вместе с мужем провела в Ораниенбауме. С портретом красноармейца шла в «Бессмертном полку». Теперь она знает, что ее дедушка не просто пропал без вести, а погиб в боях. И за это даже был награжден посмертно медалью «За оборону Ленинграда». Об этом документ в Минобороны тоже есть. Вот только саму медаль женщине не получить. С 2011 года Управление президента по госнаградам родственникам красноармейцев выдает только удостоверения для награды, но не сами медаль.

s13120418.jpg
Медалью наградили посмертно. Но родственникам так ее и не отдали.
ФОТО: архив Минобороны

– Приказ о награждении есть, а медали нет? – дозвонились в Минобороны корреспонденты «Комсомолки». – Как же так?

– Меня убеждать не надо, – попросили на другом конце провода. – Это просто закон. Была бы моя воля, я всем родственникам раздал медали их дедушек и отцов. И такая практика раньше была, но привела она к спорам и судам. Вот, например, у деда было шесть внуков. И каждый хотел иметь свою медаль, и все начали обращаться… И чтобы такого не происходило, приняли решение – вручать медали только живым, либо супругу погибшего.

Вера и Федор Охотниковы.
ФОТО: из семейного архива

Увы, бабушка у Галины Охотниковой умерла еще в девяностых, не дожив до девяностолетия двух недель, и так и не дождавшись вестей о единственном муже
Алексей МАВЛИЕВ
http://www.spb.kp.ru/daily/26387.4/3264404/.

http://krasnews.at.ua/news/spasibo_za_pobedu_medal_my_vam_ne_otdadim/2015-05-29-5056

Поділитися в соц. мережах

Опубликовать в Google Buzz
Поділитися в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Залишити відповідь

Увійти за допомогою: