Щoдeнник фpoнтoвикa: дeнь зa днeм
2 марта после обеда, не ожидав ничего подобного, вызвал меня начальник госпиталя и сообщил мне о том, что я списываюсь. В течении нескольких часов я распрощался со всеми знакомыми девушками и морячками, с которыми жил, и вместе с п5-ю другими ребятами ушли в ЛВФ (Ладожская военная флотилия). Ночью прибыли на ст. Волхов, погрузились в 6-25 на поезд и днем, в 12-00 прибыли в г. Ленинград., где я был в 1941 г, в июле.
Здесь собрано довольно много народа для комплектации на корабли и в части. На ночь пошли спать в Урозовские Казармы, поболтались суток двое там, прибыли обратно на комплектацию, и здесь болтаемся каждый день из одного помещения в другое, благодаря плохой организации. Правда кушаем нормально, не так как в Урозовских (завтрак в 12 часов, обед – в 20 часов, ужин – в 2 часа ночи). А здесь все-таки существует распорядок дня, за неделю хотя 2 раза был в клубе, в кино видел картины «Радуга» и «Битва за Россию». Картины тяжелые очень.
Проходя по Ленинграду, по улицам заметны следы фашистских выродков. Много зданий разрушено от бомбежек и артснарядами при обстрелах. Но все же Ленинград снова зажил после 2-летней блокады. Трамваи снова пошли, электросвет зажегся на многих улицах ы домах. Пошла вода, вобщем бытовые условия населения улучшились, с питанием тоже улучшилось. Но не знаю, долго ли придется мне здесь болтаться , или нет, и куда пойду – неизвестно. Ребят завтра будут отправлять в Мурманск, а оттуда вроде как в Италию. Но точно никто ничего не знает.
На фронтах, особенно на Украинских, пока идут успехи с каждым днем, сегодня сообщили о занятии Умани и уничтожении большой немецкой группировки – до 500 тысяч. На остальных участках на Нарвском и Псковском направлениях наверное идут ожесточенные бои.
13 марта 1944 г. Ленинград.
И так, с 3 марта и по сегодняшний день никто ничего палец об палец не ударил, уже от сна голова трещит и кости болят. Правда я каждый день хожу в кино в здешний клуб, ток что время немного проходит быстрей. Несколько сот людей уже отправили на корабли, а сюда народ все прибывает и прибывает. Не знаю, что и скоро ли с нами что то сделают, а то все таки житуха скучновата, надоедлива, а особенно насчет порубать слабовата, в частях получше. Уже я свой ремешок подтянул туговато. На фронтах, особенно на Украинских, идут успехи, на остальных все заглохло, наверное в связи с распутицей. Сейчас написал письмецо у Василевку, несу отпускать, потом сыграю в шахматы и обратно спать.
4 февраля.
Пока нахожусь в Ленинграде, в казармах, прошел комиссию. Житуха идет пока неважно, особенно с шамовкой плоховато, а остальное хорошо. Насчет поспать, то достаточно времени, хватает. Но надоело уже болтаться с казармы в казарму, с роты в роту. С родиной пока связь прекратил, так как нет пока постоянного адреса.
С госпиталем тоже не переписываюсь, живу пока одиноко, правда здесь земляков-украинцев много. За месяц пребывания в Ленинграде только вчера ночью была объявлена воздушная тревога, где-то прорвалось несколько фрицов, на бомб, наверное, не сбросили. Пока все, иду на обед.
И так, скоро пройдет два месяца, как я сорвался с Ладоги и до сих пор нахожусь в Ленинграде без назначения, все ожидаю в экипаже. Часто расхаживаю по Ленинграду, иногда приходится и в шалманчик заглянуть. Придется, наверное, в стенах экипажа и Первое мая встречать. Вряд ли здесь выпьешь 100 граммов на праздник. Но ладно. Больше ничего особенного нет.
9 мая. 1944 г.
Живу на старом месте, получил назначение, но с 6 мая остался здесь. Переодели обратно в армейскую форму. До 1 мая житуха шла нормально, но, а сейчас случилось большое несчастье. Уворовали на глазах удостоверение на медаль «За оборону Ленинграда», справку об окончании медтехникума. В связи с этим задержался до выяснения всех обстоятельств. Не знаю, чем это все закончится, но переживаю крепко, потому, что все это связано с большой бумажной волокитой.
Писем пока не получаю ни откуда, так как это место является не постоянным. С родиной тоже связи не имею.
На фронтах пока везде затишье. Вчера только передали о том, что наши войска подошли вплотную к Севастополю и завязали бои на ближних его окраинах.
Сейчас не охота ездить по Ленинграду, настроение унылое, надоело в этих стенах экипажа, скорей бы в часть попасть, а то здесь противно смотреть на это жулье, которое ворует у тебя на глазах и нигде не найдешь концов. Пока все, жду дальнейших изменений.
15.07.1944. 3 ч. ночи. Кронштадт. 712 батарея.
Сегодня исполнилось три года, как я мобилизован. Время прошло порядочно. Но ничего не сделаешь, на то война. Сейчас дежурю по батареи. Написал письмо на Украину, дедушке Ониске, где я жил до войны. Получил вечером письмо от украинки Шуры, с которой познакомился в экипаже. Сообщила мне о высылке перевода на 1200 рублей, а также о том, что она едет на некоторое время на Украину.
Я бы тоже с удовольствием съездил бы, погулял, скушал бы яблоко, грушу, а то эти три года прошли без витаминов, скоро, наверное, здесь, в Кронштадте, начнут зубы высыпаться.
Жизнь пока идет нормально, немного свыкся уже с людьми. Часто занимаюсь с ними на точках по санитарной подготовке.
На фронтах у нас большие успехи. Уже взяли Вильнюс и форсировали на некоторых участках реку Неман, к которой вышли на протяжении 120 км.
Союзники тоже понемножку движутся. Что то их только беспокоят немецкие самолеты-снаряды. Пошли слухи, что будто где то на нашем русско-геманском фронте, тоже применили эту новинку. Это пока не официально. Но не исключена возможность с Хельсенки пустить и сюда.
Вчера приходил сюда крейсер «Киров», который с начала войны ушел в Ленинград и больше не появлялся.
А «Марат» – линкор, так и сидит на земле у стенки с затопленной кормой. На этих днях был командующий флотом адмирал Кузнецов, может быть дал приказания, чтобы его поднять. Пока все. Так мы и живем, вернее существуем, ведь это не жизнь. Надоела она уже нам, как горькая редька. Я думаю, что с этим согласны все.
25.07.1944 г. Кронштадт.
23.07 праздновали день Военно-Морского флота. Праздник прошел суховато, но все-таки кроме положенных 100 грамм, выпили еще литр водки совместно с командиром батареи.
Вчера был на катере у друга Ивана Лебедева, с которым я списался с госпиталя. Закусили с ним хорошо. Сегодня ходил полдня по Кронштадту с больными по поликлиникам.
Вчера отправил письмо Шуре в экипаж. Существенного в моей жизни не произошло ничего. На фронтах успехи с каждым днем увеличиваются, наши войска взяли уже Псков, в Польше – Люблин и Луков (90 км южнее Варшавы).
Создан уже Комитет Освобождения. Может быть даст Бог, и мы отсюда уедем куда то, а то этот Кронштадт надоел, а так может «хоч гірше, зато інше».
29.07.44 г. г. Кронштадт
Наверное дело наклевывается на перебазирование, так как завтра выезжаем на другую позицию со всеми манатками.
На фронтах с каждым днем успехи увеличиваются, только за вчера было 5 приказов о взятии Львова, Белостока, Станислава, Двинска, Шауляйа, а позавчера взяли Нарву, сегодня Брест, Перемышль и другие. Война вступила в решающую фазу.
Сегодня опять дежурил на батарее, днем ходил с больными по поликлиникам. Особенностей никаких не произошло пока в моей жизни. Писем пока не получал, хотя написал в разные концы , даже на Украину, и к знакомым ребятам.
Погода скоро здесь начнет ухудшаться. Климат здесь еще хуже, чем на Ладоге, которого я не мог переваривать. Сейчас уже 3 часа ночи, иду проверять вахту. Все, пока буду собирать манатки.
01.08.44 г. Кронштадт
Получил сегодня письмо из Украины от своей сотрудницы прежней Патиоты Е. И., пишет, что житуха пока хорошая. Урожай – как никогда, да некому убирать, мужчин нету, так что приходиться самим женщинам косить и другие работы выполнять. С удовольствием бы съездил на Украину, на наверное, скоро придется ехать в Эстонию, в Таллин, а не Украину.
Сегодня день прошел спокойно, часа два позагорал. Завтра опять химучения, которые мне еще в госпитале плешь проели, потому что все здесь – это муть, ни черта нету фактически, а только теория.
Вечером сегодня тоже был приказ – наши войска заняли город Каунас, таким образом отрезали все пути отхода с Прибалтики и с Восточной Пруссии. Успехи нашей армии с каждым днем увеличиваются. Награждения товарища Сталина орденом «Победы» еще более вдохновляют на новые боевые подвиги все наших бойцов и командиров.
13.08.1944 г. Кронштадт
Сегодня получил от землячки Оавчренко Ш. письмо, в котором она описывает поездку в Украину. Ему я был очень рад, так как читаешь его и будто сам бывал там.
Вчера встретил друга, с которым в 1941 – 1942 годах служил на одних батареях, теперь они перебазировались сюда, на форты. В остальном дела идут так же, сейчас занимаюсь авитаминозными больными, которых с каждым днем все больше и больше, но у меня на батарее пока еще пока нормальная стадия.
Успехи на фронтах понемножку есть, но важных сообщений давненько уже не передавали, так как враг упорно сопротивляется, каждый день уничтожается по 200 танков и по 100 самолетов, так что можно себе представить, какие происходят бои. Пока все, сейчас иду на вахту.
20.08.1944 г. 4-30. г. Кронштадт
Вчера случайно пришли ко мне земляки с той местности, где я работал на гражданке, а также с ними и в армию шел. Очень рады были этой встречи. Поделились каждый своими новостями и впечатлениями. Позавчера тоже получил письмо от туда же. Между прочим важно отметить, что эти ребята поженились уже. Только я пока и веду скромный образ жизни, вспоминаю прошлое.
Вчера в Нарвском заливе подорвались 4 немецких эсминца, несколько десятков подобрано их моряков, сегодня тоже 18 человек привезли в Кронштадт.
На фронтах продолжаются ожесточенные бои как в Прибалтике, так и на подступах к Варшаве. Союзники высадились в Южной Франции и имеют успех уже не далеко от Парижа.
Погода начинает портится, но сегодня ночь исключительно хорошая, теплая, тихая. Сейчас написал еще одно письмо по поводу украденных документов, не знаю, чем только кончится эта писанина.
03.09. 1994 г. Кронштадт
Жизнь идет так же, начинаются обостряться отношения с командованием, все из-за разной мути, которая мне плешь проела. Сегодня получил письмо неожиданное от Фисы, с которой я работал, но она демобилизовалась уже. Вчера получил письмо от хозяев с Украины.
Особых изменений пока нет. Мы с поездкой в Таллин пока успокоились, потому что бои в Прибалтике пока заглохли. Зато наши войска на Юге Румынии взяли Плоешти и Бухарест, сегодня вышли на Румынско-Болгарскую границу.
Союзники тоже наступают во Франции, Париж уже взят, продвижение идет дальше успешно. На остальных фронтах все затихло, наверное летнее наступление закончилось. Будем ждать нового осеннего, и может быть «последнего» наступления, а может быть еще захватим и 1945 год. Живые будем, конечно удивим все.
09.09.1944. Кронштадт
Вчера был задержан обходом во время возвращения с санчасти с больным, но так как я не предъявлял документов, забрали в комендатуру, и просидел я шесть часов, пока не пришел ко мне друг и не забрал. Здесь порядки еще те! За всякую мелочь можно отсидеть 10 суток. В основном жизнь идет по старому, в натянутом пока отношении с начальством и с командованием. Вобщем есть перспективы, что за три года службы здесь придется попасть на гаупвахту.
На фронтах успехи, особенно на Юге. Наши войска уже перешли Болгарскую границу и вчера овладели портом и городом Варна на Черном море. Болгария наконец тоже объявила войну Германии. Финляндия тоже вышла из войны. До 15.10. наше правительство дало строк разоружить и интернировать немецкие войска, находящиеся в Финляндии.
24.09.1944. Кронштадт
За истекший период изменений в моей жизни не произошло, пока на том же месте, которым я уже очень разочарован, особенно своей работой, где очень много мути. За то что я был задержан, пообещали посадить на «губу» на трое суток, но пока заглохло. С командованием пока в натянутых отношениях.
На фронтах за этот период много изменилось. Соглашения с Финляндией о перемирии подписано, наступление в Прибалтике обратно началось и идет очень успешно. Позавчера взяли Таллин, а позавчера тоже несколько городов и порт в Рижском заливе, так что теперь в скором будущем и нам придется двинуться с этого места. Сегодня получил письмо с Украины, особенно ничего не описано. Сегодня заступаю дежурить на батарее.
19.10.1944. Кронштадт
Уже почти месяц сидим на готове для отправки в Таллин и никак не уйдем. Полк и дивизион уже давно ушли. Сейчас стало немножко веселей, сами себе начальство, так что иногда приходится сходить в Дом Флота в кино. Связи не имею ни с кем, так как наш адрес переведен в Таллин, а мы пока в Кронштадте, может быть при приезде туда получу кучу писем.
На фронтах за это время прошло много изменений, уже и Таллин, и Ригу взяли наши войска, а также действуют в Югославии и Чехословакии, как будто дело близится к конку 1944 года, а также к полному разгрому. С командованием давно уже ругался. Сейчас дежурю по батарее и иду проводить занятия по санподготовке «Подготовка бойца к длительному походу». Надоела эта муть до бесконечности, все болтают, болтают – и в пустую.
03.12.1944. Таллин.
Пишу уже на новом месте. 28.10.44 наконец пришлось оставить Кронштадт. Ровно 20 дней жил в Ораниенбауме в ожидании транспорта и 18.10.1944 погрузились и вышли в Таллин. 21.10 прибыли в Таллин. Проезжая Эстонию, заметил, что много гитлеровцы сделали разрушений. При следовании с Таллин немножко мне не повезло – прыгнул из вагона и ушиб себе левую руку, с чем и пролежал 10 суток в лазарете в полку. Сейчас прибыл в часть.
Еще одна неожиданность – комбата нашего от нас забрали, в связи с чем все были очень рады, так что теперь пока живу мирно, не ругаюсь ни с кем, в дальнейшем посмотрим. Начальство дивизиона пока далеко от нас, еще не приехало. Но как приедет, обратно начнут плевать со всех сторон.
Побывал я в Таллине, особенного ничего нет, я его представлял не таким. Обыкновенный городишко с небольшими чистенькими домишками, с узкими покрученными улицами. Население, правда, много осталось, одеваются шикарно. В магазинах не то что раньше было, в 1940 г. Хотя что есть, зато тоже дорого все.. Нас население встречает здесь не очень хорошо. К некоторым еще не доходит признать нас как освободителей.
На фронтах особенных перемен не происходит, наверное идет подготовка к хорошему удару. Погода не важная, дует сильный ветер с дождем и снегом, но в кубрике тепло, так как я все время подбрасываю дровишки в печку. Время 2 часа ночи, готовлюсь ко сну.