«Чepвoнe coлo» Микoли Дaнькa, или Дoлг плaтeжoм кpaceн

70431703.jpg

Книга – вещь мистическая. Она как человек: за достаточно простым внешним видом содержит практически бесконечную вселенную смыслов. Речь идёт, разумеется, о хорошей книге. Такая книга пишется не один день – за это время автор успевает продумать тысячи разных мыслей, и все они так или иначе оставляют след под обложкой.

А потом эти смыслы распускаются, каждый в свой черед. И переплетаясь, рождают нечто новое, непредсказуемое для автора. Порой они могут вознести его на вершину славы и популярности. Как, к примеру, далеко не самый лучший роман Набокова «Лолита». А иногда книга убивает создателя. Причём есть такие писатели, как, скажем, Олесь Бердник, которые вели активную борьбу против существующего режима и самой своей жизнью провоцировали ответные шаги от власти. А есть авторы, максимально отделявшие себя от политики, внешне лояльные, но ими написанные книги оказались сильнее их. Одна из таких историй широко известна. Она случилась, когда Борису Пастернаку присвоили Нобелевскую премию за «Доктора Живаго». А через некоторое время, после всесоюзного «осуждения», когда от Пастернака на дорожках Переделкино стали отворачиваться даже старые знакомые – он заболел и уже не смог подняться. Таким образом, книга фактически убила писателя.

Очень похожая история случилась с украинским поэтом Миколою Данько. Будем писать его имя в украинской транскрипции, чтобы подчеркнуть, что Данько был именно украинским поэтом и, кроме того, Николаем его называл в своем одиозном докладе первый секретарь сумского обкома КПУ Вольтовский, давший фактический «фас» последующим событиям.

А события оказались трагическими для поэта. Эта история случилась совсем недавно, в 1967 году, многие свидетели её живы, существует немало воспоминаний, поэтому нет смысла пересказывать все детали. Их легко найти в интернете. Опишем только последовательность событий.

15961144.jpg

К 1967 году Миколе Данько исполнился сорок один год – непростой возраст для любого человека, однако внешне в социальном плане у него всё складывалось благополучно. Фронтовик, уважаемый человек, за плечами уже один сборник стихов, в настоящем – работа завотделом в сумской областной газете «Ленинская правда». Многие подписывались на эту газету, потому что только при условии подписки на ЛП можно было выписывать «Литературку» или журнал «Юность». Читать весь этот идеологический винегрет было, конечно, невозможно. Зато каждый номер ЛП внимательно изучали в партийных органах. И уж если там писали о какой-то проблеме, то проблема решалась мгновенно.

Из сказанного вытекает, что работавший не на последней должности в престижном месте Микола Данько был достаточно адаптированным к советской системе и даже влиятельным человеком. И книжки тогда государство не каждому публиковало. А Данько к моменту начала трагического поворота свой судьбы был автором уже двух поэтических книг: «Зоряне вікно» и «Червоне соло» – совсем небольшая книга на 90 страниц, формата А 6 в мягком переплёте…

Именно после выхода «Червоного соло» всё и началось. Вскоре последовало вышеупомянутое выступление первого секретаря обкома КПУ Бориса Вольтовского, который в пух и прах разбил «Червоне соло» с идеологической стороны, проявив при этом, надо сказать, недюжинную фантазию, потому что увидеть во вполне лояльном к советскому государству сборнике стихотворений антисоветчину и национализм мог только человек с извращённым воображением. Но слово было сказано – и начались дела. Вскоре практически весь тираж был изъят и уничтожен. Автору удалось выкупить и раздарить друзьям лишь малую его часть. А далее началась беспрецедентная травля самого автора, которая продолжалась почти 20 лет и закончилась только в годы перестройки, когда Микола Данько, в общем-то, был уже сломлен и морально, и физически.

Правда, в 1991 году вышла третья книга поэта – «Й сонця прихилив би», но это уже в большинстве своём были скорее не стихи, а рефлексии гонимого властью человека.

Всё сказанное приводит к трём выводам.

47600368.jpg

Вывод первый, политический. Мы, в наших нынешних вечных скандалах вокруг материального, забываем, что имеем бесценную возможность жить во время свободы слова. Относительной, конечно. И сейчас есть много запретных тем. Но всё же….

Вывод второй, философский. Хорошая книга обладает некой магией, которая находится за строчками. Под словом книга я имею в виду всё – дизайн, тексты, то есть книга – это такая организация пространства, которая получает способность влиять на окружающий мир. И поэтому надо быть осторожными при выпуске книги. Это как приручать дикого зверя.

Вывод третий, человеческий. Сумчане имеют долг перед поэтом и гражданином Миколой Данько. Он же не неудачник. Его судьба стала одной из искр, от которой разгорелось пламя нынешнего времени относительной свободы. Травили Данька не московские коммунистические начальники и не кагэбисты с Лубянки. И даже не киевские, а сумские. Многие из них до сих пор ходят по улицам нашего города. Поэтому сумчане обязаны вернуть долг поэту. А это можно только одним способом. Настоящему поэту нужно, чтобы его книжка пришла к людям. Следовательно, нам необходимо эту книгу – «Червоне соло» — переиздать.

Оригинал книги из сохранившихся осколков того злополучного тиража у нас имеется – спасибо Владимиру Садивнычему. Надеемся, что именно Владимир Алексеевич и станет её главным редактором. Конечно же, в книгу должно войти предисловие Юрия Царика. Издательство «Университетская книга» берётся сделать в максимально приближенном к первоначальному варианту виде 500 экз. за 5000 грн. «Агентство Творческих Событий» готово делать все координирующие движения, сообразуясь с советами всех заинтересованных лиц. Осталось найти необходимые для переиздания средства.
Игорь Касьяненко
http://creativpodiya.com/?p=5538

http://krasnews.at.ua/news/chervone_solo_mikoli_danka_ili_dolg_platezhom_krasen/2013-10-06-3219

Поділитися цим:
Loading Likes...

Залишити відповідь

Увійти за допомогою: