КACКA
Шел пятый год необъявленной войны в Афганистане. Война перешагнула свой апогей. Одна операция сменялась второй, вторая третьей, и создавалось такое впечатление, что войне нет конца и края. Люди гибли, а бандформирования лишь разрастались и по количеству, и по качеству.
Но как бы там ни было, Советское правительство начало переговоры с Соединенными Штатами Америки и Европой о прекращении боевых действий и выводе первой партии ОКСВА (Ограниченного контингента советских войск) из Афганистана.
Чувствовалось это и по поведению душманов (он ставали более наглыми, агрессивными и безнаказанными), а проводимые операции уже того эффекта не давали. И чувствовалось, что у них не простые покровители за океаном.
Если раньше вертолеты летали на больших эшелонах, то есть высотах, то теперь их опустили на ПМВ (предельно малые высоты). Спрятав тем самым от поражения ПЗРК – Стрела, Стингер, Блоупайп, но открыв душу для стрелково-пушечного вооружения. Теперь, если ходить по одному маршруту, могли просто сбить вертолет пулеметом или автоматом. Вот и приходилось вертолетчикам улетать по одному маршруту, а возвращаешься по другому, для безопасности. Стало пилотам неуютно в небе Афганистана. Но выполнение поставленных задач никто не отменял. А без «вертушек» (вертолетов) любой успех сводился не то что к нулю, но существенно понижался.
«[i]Стингер» FIM-92 Stinger
В состав переносного ЗРК входят ЗУР FIM-92A “Стингер”, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, и аппаратура опознавания “свой-чужой”. К контейнеру крепится оптический прицел, который служит для визуального захвата и сопровождения цели, определения дальности до нее и введения упреждения при пуске ракеты. На корпусе пускового механизма установлена антенна аппаратуры опознавания, а остальные ее элементы смонтированы в отдельном блоке, носимом на поясном ремне и подключаемом к пусковому механизму с помощью специального кабеля. Для повышения помехозащищенности комплекса в настоящее время разработана и поступает на вооружение новая ЗУР, оснащенная головкой самонаведения, которая работает в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах волн. Огневой расчет ПЗРК (командир и стрелок) оснащен средствами связи, его боекомплект – десять ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, которые перевозятся на автомобиле типа “джип”. Он способен вести стрельбу одновременно по двум одиночным или одной групповой цели на догонных и встречных курсах с места и в движении. При этом могут обстреливаться и поражаться с вероятностью 0,4-0,6 цели, летящие со скоростью до 400 м/с, на дальностях от 500 до 1000 м (на встречных курсах) или до 5200 м (на догонных) и высотах от 30 до 3500 м. Производство США.[/i]
ПЗРК9К32М «Стрела 2М» (SA -7B Grail)
Он предназначен для поражения низколетящих целей на догонных и встречных курсах в условиях визуальной видимости. Комплекс позволяет также производить пуски ракет по маневрирующим и неподвижным воздушным целям. Основной вид пусков – пуски на догонных курсах по всем видам самолетов и вертолетов, летящим со скоростями до 950 км/ч. Пуски на встречных курсах ведутся только по вертолетам и винтомоторным самолетам, летящим со скоростями до 550 м/с. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Производство СССР.
Блоупайп «Blowpipe Mk.2» — британский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих вертолётов и самолётов противника.
Дальность поражения цели: 0,5-4 км, высота поражения цели: 0,01-1,8 км. Максимальная скорость поражаемых целей: 220 м/с, максимальная скорость ракеты: 700 м/с, масса комплекса в боевом положении: 21 кг, стартовая масса ракеты: 11,3 кг, длина ракеты: 1350 мм, калибр ракеты: 76 мм, масса боевой части: 2,2 кг, тип боевой части: кумулятивная, взрыватель: неконтактный радиолокационный или ударного действия. Вероятность поражения: 0,3-0,5, Время реакции: 4-6 сек, расчет: 3 чел. Производство Англия.
Но дух и настрой у наших солдат и офицеров царил высокий, надеялись, что вскоре Афганистан Советские войска покинут. Так диктовали ведущие капиталистические страны, США, Англия и вся Европа, да и сама жизнь. Ни пользы, ни побед, по существу больших уже и не было. А ящики цинковые с грузом 200 как шли, так и продолжали отправляться в СССР.
Май 1985 года выдался жарким. Особенностью провинции Гельменд, как и многих других провинций в Афганистане, было выращивание опиумного мака. И как ни боролась Кабульская власть, все равно ничего существенного не происходило с запретом выращивания этого «продукта». Дело в том, что многие дехкане выращивали мак с одной целью, чтобы продать, а на вырученные деньги покупать муку и другие продукты вместе с одеждой. А спрос на опиум всегда был на высоком уровне во всем мире.
И вот весной многие поля наливались кровью от цветения мака. Красота неимоверная, когда наблюдаешь с кабины вертолета.
Гильме́нд – самая крупная по площади провинция Афганистана. Расположена на юге страны – границе с Пакистаном. На востоке граничит с провинцией Кандагар, на севере с Гор, на западе с Нимруз, на северо-востоке с Урузган, на северо-западе с Фарах. Район Нау-Зань, говорили, что это Родина Бабрака Кармаля (первого Президента Демократической Республики Афганистан). Он здесь родился и провел детские годы.
Группа вертолетов прошла эти разукрашенные природой и людьми места и направилась по заданному маршруту, в район Нау-Зань – заданное место высадки десанта. По данным разведки, туда просочилась банда душманов с оружием из Пакистана. Ее нужно было уничтожить, а район зачистить от моджахедов, чтобы советская колонна успешно прошла и доставила груз в намеченный руководством гарнизон.
При высадке 70 ДШБр (десантно-штурмовой бригады) каждое подразделение получило свою задачу. Причем пришлось километров пять пешим ходом добираться до района боевых действий, чтобы не раскрыть группу. Ближе к ночи десантники заняли свои позиции. В Афганистане ночь приходит очень быстро и как-то необычно. Не успело солнце спрятаться за склоны гор, тут же будто реостатом Всевышний медленно убирал свет, словно в кинотеатре, медленно погружая нас в темноту, разукрасив чистое небо звездами, словно бисером, и окуная нас в иную, совсем уже другую – ночную жизнь.
Утро тоже было необычным, не таким, как в Союзе. Горы как бы раскачивали солнце где-то там в своем ущелье и резко выкидывали его невидимой пружиной над высокими вершинами гор. В один миг оно все освещало и наполняло теплом сонные души людей и все живое. Утро сопровождалось пением муллы на непонятном нам языке и заставляло вспомнить, что мы находимся в чужой, богом забытой, как нам казалось, стране.
Ранним прохладным утром группа готова была прикрывать проход колонны. Но для успешного выполнения задания на этом опасном участке нужно было произвести зачистку близлежащих кишлаков, что также входило в поставленную задачу.
В это майское утро 1985 года наши разведчики заметили неожиданно до десятка трехосных большегрузных машин, перевозивших душманов (моджахедов) совместно с оружием и направлявшихся в этот район. По словам участника этих событий, было их от 300 до 400 человек.
Пользуясь внезапностью и выгодным в тактическом плане расположением, наши доблестные десантники вступили в неравный бой. В очередной раз устоявшуюся тишину провинции Гельменд прервали выстрелы.
Не зря провинцию Гельменд и весь этот край личный состав называл районом не пуганых дураков.
Завязался схватка не на жизнь, а на смерть. Канонада взрывов и выстрелов усиливали горы. Эхо делало это сражение воистину Курской битвой. Не давая банде уйти, сосредоточится и принять нужное решение, десантники делали свое дело, поливая душманов из всех видов вооружения, которое было у них на данный момент.
Благодаря внезапности, десантники малым количеством бойцов (меньше чем в три раза) и своей невероятной смелостью сумели заставить моджахедов бежать. Кто успел, те повернули оглобли и, не выгружаясь, скрылись туда, откуда и пришли. С остатками обезумевшей массы завязался бой.
Превосходство во внезапности дало свои положительные результаты. Банда была разбита вовремя подошедшими на помощь десантниками из ранее высаженного в другом месте этого же подразделения.
Благодаря умелому руководству, с нашей стороны потерь, слава Богу, не было, но десятка полтора были ранены. Их впоследствии забрали «вертушки» и отправили в госпиталь. Среди них два человека получили особенные ранения, которые и ранением назвать-то невозможно.
Удачно заняв позицию со своим родным ПКС, битый первогодник Петруха из 70 ДШБр (десантно-штурмовой Кандагарской бригады) начал поливать свинцом отходивших и обезумевших душманов. Поливал так, как учила бабушка поливать огурцы – то есть обильно, не жалея воды, чтобы был хороший урожай.
Но при смене очередной ленты почувствовал, что под каской что-то делается невообразимое. На голове вроде бы кто-то копошился, без разрешения и, как ни странно, нагло и бесцеремонно. Но так как шел бой, и нельзя было терять своего тактического превосходства, Петруха не обратил внимания на непонятные боли в районе головы под каской.
Ка́ска (от фр. casque -шлем) средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее). Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой.
Да и времени не было снимать боевой головной убор и добиваться истины, то есть выяснять, что там творилось. Как ни крути, шел нешуточный бой, а возникшая под каской проблема сама собой утихла и десантника уже не отвлекала.
Петруха умело использовал и боевое мастерство, и выгодную позицию. Но когда бой затих, десантники начали подбивать итог. Когда к нему подошли сослуживцы, он увидел на их них лицах не то чтобы страх, а необъяснимое удивление. Глаза у друзей были как у мороженого окуня, выставленного на витрину. Да и было от чего – Петруха не только ходил, а еще шутил и улыбался… с дыркой от пули в каске.
А когда сняли средство индивидуальной защиты, то есть каску, вся компания заразилась неописуемым здоровым смехом. Дело в том, что когда снял боец Петро каску, все увидели товарища в ином обличии. Он был похож на всемирно известного, по фотографии, Эйнштейна, автора теории относительности. Когда-то кудрявая голова так и осталась кудрявой по бокам, а вот верх головы был напрочь лысым, словно прошелся парикмахер. Удивлению не было предела, когда заглянули вовнутрь каски.
Пуля, попав не в лоб, а в каску спереди, начала свое необъяснимое похождение внутри полости шлема, обрезав, словно острым ножом все внутреннее крепление и заодно побрив, не задев и не искалечив головы Петра. Вот потому и каска смешно сидела на его голове.
Конечно, героя отправили с остальными ранеными на вертолете в госпиталь, где его осмотрели врачи и сказали – годен к службе.
Второй случай, который произошел на этой же операции, также входит в разряд необыкновенных и курьезных. Когда душманы поняли, что попали в засаду и дела неважные, а то и хуже, начали отходить, хаотично отстреливаясь в сторону наших десантников, одна из пуль попала бойцу из Армении (пусть простит читатель, но имя подзабыто) в нос. А если точнее, скользнула по этому удивительному участку тела. Но запомнилось не ранение, а выражение смельчака, армянского парня, который сказал: «Ну, зачем меня Бог наградил таким большим носом!». Чем вызвал долго не утихающий смех всех его друзей, которые присутствовали при этом. А кровь медбрат быстро остановил и сделал исправно свое медицинское дело.
А сколько еще таких моментов было в Афганистане – особых, запоминающихся. Вот только мало мы знаем о них.
Кто прошел дорогами Афганской войны, до конца будут хранить в памяти эти пыльные и нелегкие дороги, которые мужественно и достойно прошли восемнадцатилетние парни.
Они умели не только воевать с душманами, но еще и смеяться!
БРАТСТВО НАШЕ БОЕВОЕ
К рассказу КАСКА
Нас время, знаем, не состарит,
А дружбу память не сотрет.
Встречи сильней объединяют,
ОКСВа, мы знаем, не умрет.
Виват, бача, назло всем жить,
Былое время не стираем,
Друзей погибших не забыть,
Героев подвиг воскрешаем.
Поднимем тост! За нас за всех,
За братство наше боевое.
Кто не испоганил свою честь,
Тот, кто хранит навек святое.
Цветы ложатся на погост,
Не нарушая дань традиций.
Мы молча выпьем третий тост,
Для шурави ведь нет границы.
Им молодым веками жить,
Тускнеет фото, да не образ.
Им мрамор молодость хранит,
Сыны Отчизны наша гордость.
21.10.2013 г г. Челябинск
Учасник бойових дій в Афганістані
Володимир ЩЕГЛОВ.
Продолжение следует